Кату-Ярык (Кату-Jарык, Дел-Оозы) — перевал Улаганского района, благодаря которому имеется автомобильная связь с долиной реки Чулышман и выход на южную окраину Телецкого озера.
Туристский район: Чулышманский район
Туристское значение
Это на сегодняшний день единственный путь к южной окраине Телецкого озера и подъезд к достопримечательностям долины Чулышмана.
В непосредственной близости к перевалу находится четыре водопада: Мерегель-ярык, Кату-Ярык, Элу и Куркуре. Кроме того, перед спуском находится прекрасная обзорная площадка на долину Чулышмана.
Внизу перевала находятся туристические базы.
Туристические базы рядом: Эдем Кату Ярык
Как добраться
Перевал находится на 100 км Улаганского тракта и чуть больше 30 километров от с. Балыктуюль.
Топонимика
Кату jарык буквально переводится с алтайского — твердая трещина, теснина, ущелье. Есть ещё один старинный перевод Кату-Ярык, или Jöл-Узы — длинная дорога.
Описание
Представляет собой крутой спуск в долину реки Чулышман, протяжённостью 3,8 километра, включающий 9 поворотов, проложенный по склону горы. Угол уклона перевала ~70% (63°), средний уклон дорожного полотна — 18%(10°). Покрытие — грунт, камни. Высота перевала от подножия до перекрёстка на смотровую площадку — 515 м.
Высота у подножия (поворот на базы) — 685 м над ур. м., у поворота на перевал с Улаганского плато перед смотровой площадкой — 1200 м над ур. м.
На плакате, установленном перед спуском, указана цифра 800 метров. Даже если принять крайней точкой высоту дорожного полотна за 2,5 километра до поворота на перевал — 1420 метров, и то цифра будет в 735 метров. Но тогда и протяжённость перевала возрастает до 6 километров! Кстати, в официальной прессе 1988 года было сказано, что «480 метров отвесной стены предстояло преодолеть бульдозеристам».
Перевал предназначен для транспорта высокой проходимости.
История
Конная тропа, по которой поднимались на Дел-Оозы люди с давних пор, находилась севернее построенного перевала. Именно в этом направлении 20 июля 2011 года начали строительство нового перевала, который должен был стать более безопасным альтернативным спуском. К сожалению, работы в этом направлении ныне прекращены.
Когда-то, еще до войны, в урочище Элузы находилась воинская часть, застава. Военные решили устроить на месте нынешнего перевала спуск для лошадей с санями. Они проложили дорогу до первого поворота. Далее работы прервались. Возможно, этому помешала начавшаяся Великая Отечественная война.
Директор совхоза «Советский Алтай» Аpсентий Васильевич Санаа (18.03.1928, с. Чибиля – 5.10.1992) предложил бульдозеристам Аркадию Абрамовичу Уханову (11.09.1931 — 11.12.2013), его сыну Анатолию Аркадьевичу (р. 05.04.1958) и племяннику Виктору Романовичу Ухановым (р.07.05.1958) продолжить начатое военными направление, потому что в сторону вьючной тропы были скальные породы, которые невозможно было одолеть без большого объёма взрывных работ.
Аркадий Абрамович Уханов всю жизнь работал бульдозеристом и с той поры, как в совхоз «Советский Алтай» отдали бульдозер «сотку», делал дороги по всему району. Потому не случайно директор совхоза Аpсентий Васильевич предложил сделать дорогу именно ему.
В 1987 году они выбрали солнечную, южную сторону. Никакого проекта у них не было. Как, впрочем, и денег. На это бюджет Горно-Алтайской автономной области был не рассчитан.
Силами совхоза делали дорогу до первого поворота. Работы проводились бульдозером Челябинского тракторного завода марки Т-130. А потом приехало много представителей администрации Горно-алтайской автономии и была подключена ПМК Шебалинского района, которая дала ещё один трактор Т-130.
Летний сезон бульдозеристы жили в войлочных аилах, которые они ставили наверху перевала. Продукты привозили сами. Первые годы они даже на лошадях ездили в Улаган (42 км). Бульдозеры оставляли, а сами уезжали.
Когда бригада дошла до пятого поворота, приехали горноалтайские проектировщики и начали «делать» проект. Похоже, для них поступило указание «сверху». В течение двух дней они полазили по склонам, порисовали и уехали. Какой-то проект задним числом был утверждён. Работы были внесены в планы, начали отпускаться деньги, пришли взрывники. И работа пошла быстрее…
В. Уханов рассказывает: «Копаешь, копаешь бульдозером и упираешься в камень. Вытаскиваешь машину наверх. Спускается взрывник с мешком аммонита на плечах, установит, взорвёт и обратно гонишь бульдозер вниз копать. До следующего камня. А там опять всё по прежней схеме. Бурильный станок невозможно было протащить».
В 1988 году к осени был закончен перевал, в течение 1989 года Ухановы делали дорогу до Коо, бульдозерами убирая камни и булыжники. За летний сезон дорога была сделана. Дальше путь уже был проделан…
За три рабочих сезонов (с мая-июня до октября) героические труженики освоили громадный объём работ и в сентябре 1989 года сдали в эксплуатацию автомобильную дорогу Кату-Ярык – Балыкча.
Первыми по дороге прошли УАЗики.
А на открытие дороги в октябре 1989 года председатель Балыктуюльского сельсовета, бывший директор совхоза, Аpсентий Васильевич Санаа собрал машины со всего района. Они были загружены песком, другие — материалами, третьи — дровами. До Балыкчи прошло порядка ста машин.
Для жителей Чулышманской долины в настоящее время Кату-Ярык воистину является «Дорогой жизни».
За проделанную работу по строительству перевала Кату-Ярык Президиум Верховного Совета СССР наградил Аркадия Абрамовича Уханова орденом «Трудового Красного знамени», а Анатолия Аркадьевича и Виктора Романовича Ухановых орденом «Знак Почёта».
Сделав почти невозможное, Ухановы, продолжили штурмовать теснины гор. В 1990 году они сделали ещё один, Язулинский перевал(Йуле) и пробили дорогу до с. Язула.
Затем был уничтожен СССР и надобность в таких проектах отпала. Труд бульдозеристов перестал быть востребован. И бригада распалась…
Сегодня
Из главных действующих лиц, участвующих в постройке перевала Кату-Ярык, на сегодня осталось два человека. Уже нет Арсентия Васильевича Санаа и Аркадия Абрамовича Уханова.
Анатолий Аркадьевич Уханов открыл магазин, а Виктор Романович Уханов работает на турбазе на Улаганском перевале.
15 ноября 2017 года на перевале был установлен памятный знак, посвящённый строителям перевала.