Чеч-Кыш. Куюс. Бельтиртуюк.

Чеч-Кыш.

Чеч-кыш в переводе с алтайского — действие, когда мужчина-аристократ одним движением, развязыванием пояса, сбрасывал сбрую, кинжал и прочее, что на поясе прикреплялось.

Чичкешин переводится с алтайского — «тесное, узкое место».

Водопад расположен на расстоянии порядка 1,4 км вверх по речушке Чеч-Кыш. Перепад высоты от тракта до водопада порядка 240 м. Высота падения водопада около 3 м. В засушливое лето он может совершенно исчезнуть.

До смотровой площадки можно добраться двумя путями. Наиболее предпочтителен путь после посещения водопада, где на развилке стоит соответствующий указатель. Эта тропинка менее крутая. Перепад до смотровой площадки от тракта около 265 м.

Водопад, по рассказам местных жителей, образовался случайно. В недавние советские времена, при строительстве зимовки, которая располагалась выше, при транспортировке строительных материалов, был брошен бетонный блок, который перекрыл ручей и направил его в новое направление, образовав трёхметровый водопад.

Водопад привлёк внимание приезжающих в 2005 году, когда одна барнаульская туристка, которая исследовала эти места, «открыла» его для посещения желающих с экскурсоводами.

В 1989 году Е. П. Маточкиным в начале предустьевой долины р. Чеч-Кыш в горной теснине по левому берегу была зафиксирована группа петроглифов.

Летом 1997 года среди россыпи камней, в устье р. Чеч-Кыш Кубаревым Владимиром Дмитриевичем был найден небольшой валун, покрытый выбитыми рисунками. Камень продолговато-округлой формы, зеленого цвета, был очень гладкий и приятный на ощупь, имел размеры: длин около 40 см, ширина не более 25 см.

Камень был закопчен и местами покрыт темно-красной охрой. На одной стороне его было выбито 5 фигур (солярный знак, козлы, человек и крест), на другой две фигуры (олень и баран). Все рисунки были выполнены очень тщательно и очевидно одновременно, судя по достаточно глубокой выбивке, нанесенной в один прием и одним металлическим инструментом.

Из семи фигур, выбитых на камне из Чеч-Кыш, наиболее архаичным представлялся солярный знак. Он был универсален, в его основе лежало несколько элементов: круг с точкой в центре, заключенный в свою очередь в окружность с четырьмя, симметрично расположенными лучами.

Содержание композиции на камне Кубарев В.Д. изложил так. Камень, очевидно, первоначально имел мемориальный характер и был тесно связан с погребальной обрядностью. Рисунки на двух противоположных сторонах валуна предполагают установку его в вертикальном положении.

Если это так, то солярный знак расположен «на своем месте», т.е. в верхней части валуна. Тогда схематичная фигурка человека оказывается в центре композиции. Она показана вверх ногами по отношению к фигурам зверей и изображают мертвого человека. Расположение изображений промысловых животных (олень, баран, и козлы) и «солнца» по кругу вокруг человека, по-видимому иллюстрирует погребальное жертвоприношение, а может быть магический ритуал, за которым усматривается определенное мировоззрение.

Оно наделяло солнце способностью «воскрешать» умерших людей и убитых зверей. Ритуальное действие, отраженное в композиции на валуне прямо указывает на то, что человек всегда проявлял заботу об утраченных сородичах и убитых животных, пытаясь быть активным участником «воскрешения-рождения» тех и других.

Петроглифы грота Куюс

В 5 километрах выше села Куюс по течению Катуни на её правобережье за бомом, венчающим южную оконечность Эдиганской долины, возвышается останец, в центральной части которого есть небольшая выемка-грот. Это и есть Куюский грот. От скалы-останца тянется цепочка курганов.

Учёными-археологами были выполнены шурфы в основании грота, которые позволили выявить три горизонта культурных слоёв, и определить назначение и использование грота Куюс, как святилища, во временном промежутке от неолита до времени раннего железа. На нависающем над гротом участке скалы выбиты несколько фигур оленей, достаточно крупных размеров, являющихся древнейшими рисунками среди петроглифов Горного Алтая, датирующихся учёными-археологами временем неолита.

Те, древние люди, которые оставили на скалах рисунки, попадали в волны эмоциональных переживаний, требующих самовыражения. Так и возникали под скребком пращура на скале образы фантастических хищников, лосей, оленей и козлов, каких-то антропоморфных существ, сформированных в сознании человека всем тем, что составляло суть и основу его жизни. Больше 200 различных петроглифов обнаруживается при продвижении от грота к верховьям Катуни, причём учёный мир оценивает их, как особо древнее и интересное в средней зоне долины Катуни.

В работах исследователей указано на многочисленные рисунки лосей непосредственно в гроте и на скалах над гротом. В настоящее время на скалах Куюса преобладают рисунки оленей. Южнее бома на отдельных скальных отложениях изображен олень с ветвистыми рогами. Выбивка занимает всю площадь изображения, прошлифовка изображения отсутствует. Олень изображен в движении и шествует на юг. Части тела животного не пропорциональны, обращает внимание небольшая вытянутая морда, грациозная шея и массивное туловище.

Другая группа – скопление мелких рисунков, выполненных упрощенно. Мы видим изображения козлов в верхней части скалы просматривается изображение собаки, здесь же человек с раскинутыми в стороны руками. Можно предположить в центре композиции наличие солярного знака. Трикветр — древнейшая (от бронзового века до христианства) эмблема. В бронзовом веке трикветр был одним из символов движения Солнца, олицетворяя основные положения светила (соответственно, на восходе, в зените и на закате).

Стиль третьей композиции отличается от двух, рассмотренных ранее. Человек в грибовидном головном уборе, рядом с которым фантастическое животное, на это указывает неестественно длинная шея животного. Над животным рисунок, напоминающий фантастическую птицу. Появление сюжетов среди наскальных рисунков свидетельствует о развитии воображения у человека и относится к скифскому и тюркскому периодам.

Куюс – место необычное, возможно, что это древнее святилище. Композиционное, сюжетное и стилистическое богатство петроглифов Куюса дает представление не только о тонком художественном вкусе создателей, но и о широте их представлений об окружающем мире, о сложном мировоззрении. Стилистическое разнообразие петроглифов Куюса позволяет использовать их как исторический источник, как произведения искусства, выполненные в разное время, в которых отражалась история культуры древнего населения Сибири на протяжении многих веков и даже тысячелетий.

В настоящее время состояние наскальных рисунков грота Куюс вызывает тревогу, ежегодно часть рисунков гибнет от рук вандалов, пытающихся нацарапать поверх рисунков свои имена или отколоть кусочек «на память». При подобном отношении в ближайшие годы уникальный объект древнего наскального искусства перестанет существовать.

Бельтиртуюк.


Бельтыр-оёк в переводе с алтайского — слияние логов, котловин. Белтир —соединение, слияние, перекресток, соединение. Оёк — котловина, лог. Бельтыр-туйук также можно перевести как слияние логов, ручьёв. «Туйук» имеет обозначение ручей, лог.

Речка Бельтертуюк в устье распадается на каскад водопадов. Наибольший отмечен выше моста, меньший — ниже. Высота водопада различна по временам года. Наибольшие высоты в половодье отмеченных выше двух водопадов — около 30 и 10 метров.

Дорога к водопаду идет через село Куюс, далее нужно преодолеть небольшой брод и встречающиеся по дороге скопления камней, и по горной дороге подъехать к скалистой площадке перед водопадом. Некоторые участки дороги плохо выведены, ехать по ним нужно очень осторожно, или, оставив машину в безопасном месте, пройти оставшееся до водопада расстояние пешком.

Ручей Бельтертуюк (приток Катуни) в своем устье образует два зрелищных каскада — 29 и 11 м длиной. На скале вблизи водопада можно различить наскальные рисунки, выбитые мелкой точкой.

В 5 км выше водопада находится обширная долина Санково Поле, в центре которой можно увидеть петроглифы — всадника на лошади и горных козлов. Дорога, ведущая к этим петроглифам, из-за большого скопления камней проходима только для ГАЗ-66.



В 1966 г. в Куюсе во время работы археологического отряда под руководством Е. М. Берс были обследованы и описаны 103 кургана, сконцентрированные в юго-восточной части Эдиганской долины.

Имеет научный и познавательный интерес скала грота Куюс, далее начинается долина Кык-елань, где, как и в гроте, обнаружены петроглифы.

За водопадом находится обширная, но уютная долина Санково поле. Следует отметить, что дорога за водопадом вдоль правобережья Катуни не автомобильная, а конная.

На юг от Санкова поля на правом берегу Катуни за пологим длинным бомом расположен Тотусхан(Тогус-кан, долина девяти богатырей) с наскальными рисунками. Вероятно, еще в далекие времена эти места считались священными.

Два крупных местонахождения петроглифов были обнаружены на широкий каменистой равнине левого берега р. Бойтыгем.